Подпишись!

Фрязино. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 июня

пасмурно+16 °C

Онлайн трансляция

«Фотон» нового поколения

25 мая 2018 г., 11:59

Просмотры: 251


Подошёл к завершению очередной учебный год. Для одного из старейших образовательных учреждений нашего города – школы № 3 – он получился ярким и богатым на события. Помимо успешного освоения школьной программы, ученики преуспели во внеурочной деятельности. Были громкие победы на различных этапах предметных олимпиад, значимые спортивные достижения в волейболе, баскетболе, футболе и весёлых стартах, хорошие выступления в тематических конкурсах и научно-практических конференциях.

Шестой сезон научного общества

Всё это стало возможным благодаря активной позиции школы по организации внеклассной работы. Одно из направлений такой работы связано с углублённым изучением школьных предметов и наук, выходящим за рамки стандартной программы. Исследования ведутся на протяжении всего учебного года в рамках научного общества учащихся «Фотон» (руководитель – учитель физики, к.ф.-м.н. Сергей Винценц). Общество работает в школе шестой сезон и за это время успело завоевать огромную популярность среди ребят. Здесь они получают широкое пространство для творчества: могут выбрать абсолютно любую интересующую их тему для исследования, и на основе теоретических и практических экспериментов получить собственные результаты и даже открытия.

Деятельность «Фотона» охватывает школьников всех возрастов. Ученики начальной школы делают доклады в рамках секции «Почемучки», исследователи из 5–7 классов готовят «Предметные рефераты», юные «учёные» из 8-х и 9-х классов работают над «Предметными исследованиями», самые старшие представляют на суд общественности комплексные и глубокие «Научные исследования». Победители и призёры во всех секциях определяются строгим жюри по результатам смотра работ на весенних конкурсах НОУ «Фотон». Лучшие проекты представляются широкой аудитории в программе школьной научно-практической конференции.

 

Учебные проекты – образовательный стандарт новой школы

В этом году итоговая конференция проходила в рамках муниципального семинара «Учебный и научно-исследовательский проект как основа реализации стандартов второго поколения». В школу № 3 пригласили представителей Управления образования, городских образовательных учреждений, руководителей методических объединений естественно-научного и гуманитарного направлений.

Основной темой обсуждения стали принципы взаимодействия ученика и учителя в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) нового поколения. Если раньше педагог выступал источником знаний, а обучаемые рассматривались как сосуды, которые необходимо этими знаниями наполнить, то современные требования стандартов направлены в основном на умение учителя заинтересовать учащегося практическим применением его способностей, знаний и компетенций, приобретённых в процессе обучения. Со следующего года ребята в обязательном порядке будут выступать с учебными проектами. Это предполагает как самостоятельную работу обучаемого, так и взаимодействие с учителем. Итогом проведённой работы станет выступление школьника, где он продемонстрирует навыки и достижения в рамках выбранной темы.

От теории к практике

Подобная работа давно ведётся в рамках научного общества учащихся третьей школы. Руководитель НОУ «Фотон» Сергей Винценц познакомил гостей семинара с деятельностью «Фотона» и анонсировал доклады ребят.

Ученик второго класса Матвей Дунаев (руководитель В.В. Семёнова) задался вопросом: «Почему человек чувствует боль?» Он пояснил, что боли бывают эмоциональные, фантомные, физические, и сделал вывод о защитной и предупредительной функции этого чувства. Неоднократный победитель и постоянный участник конкурсов НОУ «Фотон» четвероклассник Иван Копылов (руководитель Л.Н. Алданова) взялся за исследование состава и способов производства бумаги. Юный учёный не только подробно отследил историю продвижения бумаги из Китая в Европу, но и сам в дома изготовил лист этого необходимого в повседневной жизни материала. Тимофей Кобзев (5-й класс, руководитель Т.А. Мещерякова) на основе собственных наблюдений и исторических сведений рассказал о Кносском дворце на острове Крит. Были раскрыты интересные мифы и легенды о сооружении, поднята тема раскопок английским археологом Артуром Эвансом, представлены собственные наглядные фотоиллюстрации памятника архитектуры. Ещё один пятиклассник Алексей Белопольский (руководитель Т.А. Мещерякова) углубился в тему «Ядерной радиоактивности». Слушатели получили информацию об изотопах, видах радиоактивности, проникающей способности и методах регистрации излучений. Интересной и наглядной получилась работа учащейся 9-го класса Алины Лукинской (руководитель Ж.А. Перерва), которая с помощью химических методов изучила состав снега из разных районов города Фрязино. Пробы анализировались на содержание ионов хлора и сульфатов, а также на определение pH среды. По итогам исследования даны практические советы по улучшению экологии снега в нашем городе.

Представили свои проекты также ученики старшей школы. Были рассмотрены три научные учебные работы по физике и одна – гуманитарного направления. Илья Бутко (10-й класс, руководитель И.А. Хардиляткин) выбрал тему русской бани, исследовав её на предмет терапевтического эффекта и в качестве объекта для отдыха. Доклад носил метапредметный характер, а целебная и очистительная сила русских бань названа наилучшей в мире. Десятиклассницы Екатерина Милто и Анастасия Подоровская (руководитель С.В. Винценц) продолжили поднимавшуюся в «Фотоне» тему вращающихся мячей в спорте и провели эксперимент с видеофиксацией эффекта Магнуса в воздушной среде. Результаты исследования девушки описали с точки зрения теории. Было показано, как вращение укорачивает траекторию движения тела и как можно усилить этот эффект. Сильное впечатление произвёл доклад десятиклассниц Татьяны Зобовой и Софии Голубевой (руководитель С.В. Винценц) про исследование температуропроводности металлов в условиях их локального нестационарного нагрева. Эта работа сильно пересекается с современными представлениями о гиперзвуковом оружии. Гиперзвуковые ракеты со скоростями 5–10 скоростей звука летят 500–600 секунд, преодолевая за это время до двух тысяч километров. Именно в таком временном диапазоне девушки изучали распределение температуры в металлах. Чтобы ракета летела и была управляемой, важно не допустить распространения значительной внешней температуры изделия на его внутреннюю начинку. Исследовательницы экспериментально показали, что можно измерить температуропроводность и по полученным параметрам подобрать отвечающие требованиям материалы. Завершал секционную работу семинара проект десятиклассников Ксении Ворониной и Павла Малютина (руководитель С.В. Винценц) под названием «Экспериментальное исследование волновых оптических процессов в школьной лаборатории «L-micro». Ребята на практике продемонстрировали такие физические явления, как дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света. Это несомненный шаг вперёд, ведь совсем недавно подобные практикумы были доступны только студентам высших учебных заведений.

– Всё больше и больше детей тянется к науке. Ребята проявляют интерес к углублённому изучению тех или иных предметов, сами выбирают темы для будущих исследований. На протяжении года идёт активная, живая работа между учащимися и их научными руководителями, дающая в конечном итоге хорошие результаты. Не могу не отметить и родителей ребят, играющих важную роль при подготовке проектов. Структура НОУ «Фотон» охватывает все возраста учащихся и в своей деятельности тесно связана с нормативными документами ФГОС нового поколения, – сказал Сергей Винценц, учитель физики школы № 3, руководитель НОУ «Фотон».

Александр и Николай Кругловы