Подпишись!

Фрязино. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 17 сентября

небольшой дождь+11 °C

Онлайн трансляция

Повод для разговора с неврологом

04 июля 2019 г., 15:15

Просмотры: 278


Невролога Елену АРТЕМЬЕВУ в городе знают, пожалуй, все, у кого за последние лет 20 в семье произошло пополнение. Придя в 1995 году молодым специалистом во фрязинскую детскую поликлинику, она так и осталась работать в её стенах, и сегодня самые первые её пациенты приносят и приводят к ней своих детей… Обычно за приёмный день доктор Артемьева принимает около 30 человек. Это реально много. На сегодня она единственный в городе специалист этого профиля. Интервью с Еленой Петровной продолжает цикл публикаций к 75-летию ЦГБ имени М.В. Гольца.

Если сравнивать конец 90-х и 2019-й, изменилось ли количество пациентов и сами ситуации, с которыми к неврологу обращаются люди?

– Число детей увеличилось по многим причинам. У нас город вырос, рождаемость повысилась. Это всё очень заметно. Врачи научились выхаживать недоношенных детишек (раньше процент выживаемости рождённых на ранних сроках был значительно ниже), и мы их тоже тщательно наблюдаем. Что касается причин, побудивших прийти к неврологу на приём, то они, по сути, те же самые: никто не отменял пороки развития – они были и есть, осталась и перинатальная патология, и инфекционные заболевания, вследствие которых может случиться тот или иной сбой в работе нервной системы, травматические повреждения ЦНС (например, при сильных ушибах головы, травмах позвоночника), мигрень, эпилепсия – с этим всем люди идут к нам. Особую группу составляют дети с ДЦП, которые требуют постоянного наблюдения невролога.

Но появились гаджеты, компьютеры, мобильные телефоны, которые порой даже трёхлетние дети теперь не выпускают из рук…

– Безусловно, это тоже влияет на состояние нервной системы, в первую очередь на психоречевое развитие ребёнка и, как следствие, на его поведенческие реакции. Задержку речи мы встречаем всё чаще и чаще. Многие родители думают, что таким образом развивают своих детей, но вся эта техника не способствует развитию двигательной активности и моторики, не помогает ребёнку разговаривать. Наоборот, скорее учит его молчать, ведь, глядя на меняющуюся картинку на экране, мысли вслух выражать не надо. При этом задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, и часто эти два фактора наблюдаются у детей параллельно. И если относиться к этому попустительски, то с годами проблем лишь прибавится, сложности будут возникать и в детском саду, и в школе.


Обязательно ли показывать малыша неврологу уже в первые месяцы жизни, если видимых проблем нет?

– Конечно! Врач может увидеть то, что родители заметить просто не в состоянии. По определённым симптомам врач определяет, нет ли задержки в нервно–психическом и психомоторном развитии. При их обнаружении мы назначаем дополнительные обследования и далее – комплексное лечение.


В популярном советском фильме «По семейным обстоятельствам» логопед, сам не выговаривающий ряд звуков, признаётся главной героине, что в детстве был свидетелем частых ссор между бабушкой и дедушкой, и причину «фефекта фикции» видит исключительно в «нейвах». Есть теория о том, что от нервов вообще все болезни. Это так?

– Да, психосоматика играет большую роль. Есть люди с устойчивой психикой, а есть такие, кто болезненно реагирует на любой дискомфорт, внутренний или внешний. Существует большое число случаев, когда по каким-то причинам ребёнок не хочет ходить в садик или в школу после того, как поссорился с кем-то, боится чего-то, и его организм защищается, сам придумывает себе болезни: у одного голова начинает болеть, у другого – живот, кто-то с температурой слёг. Родителям на это надо обязательно обращать внимание. Просто сказать ребёнку «не волнуйся» – бессмысленно. Он всё равно в глубине души будет переживать. Хорошо, если у взрослого получится доказать бессмысленность его тревог, отвлечь ребёнка. Чувствительных детей целесообразно и медикаментозно поддерживать, давать препараты, которые укрепляют нервную систему. Не надо бояться прийти с этим к врачу. Ведь дальше у ребёнка от частых переживаний могут и неврозы начаться – куда более серьёзная проблема. Тогда уже необходимо обратиться  к психиатру. 

 

Детская гиперактивность. Где грань между темпераментом и неврологической проблемой?

– Здесь надо смотреть, насколько ребёнок может адаптироваться социально, насколько он обучаем в школе. Если обычными способами гиперактивность нельзя скорректировать – это повод обратиться к врачу (неврологу и психиатру). Когда, например, в школе или в гостях человек может управлять своим поведением, а дома и во дворе – нет, скорее всего, дело в недостаточном педагогическом воздействии... Спорт – то, что позволяет избавляться от лишней энергии, направляет её в нужное русло. Гиперактивность – это двигательная расторможенность ребёнка, часто она сочетается ещё и с дефицитом внимания. И это уже куда более серьёзный случай. Когда такой ребёнок попадает в школу, ему сложно справляться с программой, он неусидчив, легко отвлекается, может во время урока и под стол залезть, и начать ходить в классе, всячески привлекать к себе внимание. В системе образования это не есть норма. 


Такое поведение корректируется? Ругать, одёргивать – эффективно?

– Всё зависит от степени поражения нервной системы. Бывает так, что природа сама всё выправляет, выравнивает. Например, рано отдали ребёнка в школу. Ему с его индивидуальными особенностями надо было не в 6, а в 7 или ближе к 8 годам идти, и нервная система в какой-то степени дозревает. К сожалению, при выраженных проявлениях, если вовремя не обратиться к специалисту, гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы: плохую успеваемость, такие детки  склонны к приобретению асоциальных привычек, поведенческих отклонений, в отведённых рамках им скучно, они начинают искать приключения, улица затягивает. Опасность в том, что сейчас темп жизни – ускоренный, и обратить на это внимание и уделить проблеме должные время и внимание не все родители могут. А ругать смысла нет. Ребёнок и рад бы, да не может с собой справиться. Но в каждой конкретной ситуации надо разбираться отдельно.


О неполезных привычках: что делать, если ребёнок, будучи уже в подростковом возрасте, грызёт ногти, карандаши, ручки? С этим тоже к вам?

– Привычка грызть всё, что попадает в руки, – признак какой-то психологической проблемы. Это может быть неуверенность в себе, повышенная тревожность или что-то ещё. Найти причину – полдела. Далее надо постараться её устранить. Помощь невролога в данном случае – в назначении соответствующей терапии, а задача родителей – в том, чтобы обеспечить ребёнку доброжелательную обстановку, соблюдение режима дня, больше свежего воздуха и двигательной активности и сократить до минимума общение с телевизором, компьютером и мобильным телефоном. 


Врач-невролог Елена Артемьева. 

 

Ольга Владимировна Лабецкая