Яндекс.Погода

вторник, 21 сентября

дождь+6 °C

Фрязинский звукорежиссёр Денис Быканов рассказал о своём профессиональном пути

06 сент. 2021 г., 9:44

Просмотры: 80


фото из личного архива Дениса Быканова

День российского кино отмечают 27 августа. Празднуют его все, чья профессия связана с кинематографом: сценаристы, режиссёры, актёры, операторы. Журналист «Ключа» встретился с представителем этого вида искусства – фрязинским звукорежиссёром кино и ТВ Денисом Быкановым (он принимал участие в создании таких сериалов, как «Склифосовский», «На краю», «Берёзка», «Водоворот», «Счастливы вместе», и других) и поговорил о том, как создаётся звук в кино.

Профессионалы говорят, что лучший комплимент звукорежиссёру делают те, кто о нём даже не вспоминает. Если люди вышли из зала кинотеатра и начали обсуждать, какой классный был звук, кино не состоялось. Высший пилотаж – это когда зритель поглощён развитием сюжета и ничего другого не замечает.

Пост-продакшн

«Смена окончена, снято!» – эта фраза снимает груз с плеч большей части съёмочной группы. Но для звукорежиссёра пост-продакшн работа только начинается.
– Звукорежиссёр – специалист, который на съёмках пишет звук – реплики и шумы, – рассказывает Денис. – Но пока это сырой материал. Дальше начинается работа для звукорежиссёра пост-про: монтаж и реставрация звука с площадки, определение брака (и последующая переозвучка актёров в данных сценах), фоновые шумы, саунд-дизайн, подкладка музыки. Ну и, конечно же, финальное сведение.

Пост-продакшн – это работа часто в режиме фриланса по договору на проектах. Преимущество фриланса – сам себе хозяин. Сам определяешь объём на день, выходные, которых, как правило, не бывает. Сложность – в том, чтобы вовремя остановиться, потому что увлекаешься и не замечаешь, как летит время.

Специальное озвучивание

– Иногда, когда есть технический брак по звуку, требуется перезаписать голоса актёров, – продолжает звукорежиссёр. – В моей практике был случай – снимали фильм про Великую Отечественную войну, и одна из локаций была выбрана так, что в небе постоянно пролетали современные самолёты, гул которых записывался на все микрофоны. Естественно, такие сцены требовалось полностью переозвучивать.

Например, в одном историческом сериале, действие в котором происходит в начале XVIII века, очень сложном с точки зрения звука, мы писали «гур-гуры». «Гур-гуры» – это специальное озвучивание, когда профессиональные актёры в студии создают голосами фоновые реплики – например, речь на рынке, в маршрутке, в ресторане или больнице, на поле боя и т.д. Обычно они придумывают слова на ходу, но здесь я попросил, чтоб сценарист написал для них текст, потому что по сюжету события происходили в России петровских времён, а импровизировать разговор под старину трудно.

Прийти в профессию

– Азы профессии мне дал мой друг, который долгое время был концертным звукорежиссёром, потом работал в кино. Я как-то быстро всё схватил, увлёкся и помогал ему делать сериал. Потом пришёл в компанию «Про-Синема» штатным звукоинженером. Не скажу, что так часто бывает, все-таки специальности «звукорежиссура» учат много лет в специализированных вузах.  Но как-то получалось, что я шёл по жизни всегда рядом со звуком, и он играл в ней важную роль. И это увлечение привело меня в профессию.

Библиотека звукорежиссёра

– У любого звукорежиссёра пост-продакшн есть библиотеки: речь идёт о десятках и сотнях тысяч различных звуков: шумы дождя, звуки городов, автомат АК-74, винтовка Мосина, раскаты грома, звуки костра, атмосфера музея Эрмитаж, ветер, прибой и т.д. Есть зарубежные библиотеки, есть отечественные, они постоянно обновляются. В зарубежных нет, например, звука советского автомобиля «Москвич» или атмосферных шумов Санкт-Петербурга. Вообще наших, российских шумов – тех или иных – во время работы часто не хватает, и приходится записывать и создавать их самому. В каких-то моих фильмах есть звук улиц нашего города.

Конечно, сейчас возможностей гораздо больше, чем 20 и 30 лет назад. Появились различные программы для реставрации звука, в которых можно убрать технический брак. Компьютерные технологии упрощают процесс, а с другой стороны – усложняют. Требования к качеству возрастают.

Звёзды без пафоса

– Как-то проводил запись актёров, когда работал над сериалом «Краплёный», и мне довелось поработать с Валерием Сергеевичем Золотухиным. Между дублями он сидел, дремал, но, когда нужно было звучать, мгновенно просыпался, входил в роль и отыгрывал так, что мурашки по телу! Валерий Сергеевич очень мощное впечатление произвёл: приветливый, открытый, никакого пафоса! И гениальный актёр! Они все, актёры старой советской школы – и Польских, и Купченко, и Толоконников, – с кем мне доводилось работать, простые, без звёздных «понтов», профессионалы с большой буквы.

Звук воздуха

– В некоторых фильмах, чтобы сделать звук на каком-то фрагменте, звукорежиссёр создаёт до 100 звуковых дорожек: голоса фоновые и главного героя (их может быть больше 15), звуки природы, оружия, саунд-дизайн. Воздух, к слову, тоже имеет звук. Когда вы смотрите фильм, где человек молча сидит в комнате, режиссёр туда тоже обязательно ставит фон – звук, записанный в пустой комнате, и он отличен от звука вакуума… И это всё надо слушать, выбирать, чтоб гармонично было. Чисто алхимия! Для каждой картины собирается букет звуков под каждый эпизод.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*