Яндекс.Погода

четверг, 9 декабря

пасмурно-11 °C

Во Фрязине состоялся фестиваль современного искусства «Область»

30 сент. 2021 г., 15:57

Просмотры: 284


фото - Ольга Лабецкая. Газета "КлючЪ"

Организаторами мероприятия выступила команда tochkaorg, которая специализируется на организации мероприятий, посвящённых танцевальной электронной музыке во Фрязине, его окрестностях, а также в Москве.

Начиная с пятницы и по воскресенье подвал на Вокзальной 6Г стал местом притяжения молодёжи – не только фрязинской, но и тех, кто приехал по этому случаю с других концов Подмосковья. Наряду с выставкой, экспозиция которой насчитывала более 200 работ, выполненных в различных техниках и жанрах молодыми художниками Москвы и региона, программа фестиваля была насыщена лекциями, мастер-классами, живыми выступлениями музыкантов, инсталляциями и перфомансами. Участниками стали более 50-ти человек. Число гостей подсчёту не подлежало.

 

Знакомство с художниками

Для кого-то из авторов – это первая выставка, другие – неоднократно экспонировались в галереях и арт-пространствах России и зарубежья. К слову, дипломированными художниками участники проекта оказались далеко не все. Изобразительное искусство для многих – способ выражения чувств, эмоций, своего видения мира – некая потребность души, зачастую имеющая мало общего с профессиональной деятельностью или коммерцией. Впрочем, выставка не исключала и возможности монетизировать свой творческий потенциал: картины можно было не только посмотреть, но и купить.

Для художницы из Балашихи Вероники ZI творчество – это, прежде всего, принятие себя, забота о себе, состояние одиночества и меланхолии, но, отнюдь, не в негативном смысле. Вероника работает в стиле магического реализма, создаёт яркие и поистине волшебные работы. В детстве девушка жила в Эквадоре, культура этой страны отразилась и на её творчестве.

Фрязинская художница Лера Петрова – участница международных выставок в Берлине, Вене и по всей России, член МОСХ, региональной общественной организации художников «Ирида» и руководитель изостудии в ДК «Исток» – представила на выставке три картины – часть своей экологической коллекции. «Моя особенность как художника в том, что я рисую реальных людей, а поскольку живу во Фрязине, то и героями моих работ становятся как правило фрязинцы, – пояснила Валерия. – Эмоции, которые выражают люди, помогают мне обозначить и вытащить на свет ту или иную проблему. В данном случае это проблема экологии».

А вот автор из Щёлкова, представивший себя как Sq4, наоборот, признался, что на данном этапе не готов затрагивать глобальные проблемы общества, а просто сублимирует свои эмоции посредством рисунка. Искусство, по его мнению, нужно не понимать, а чувствовать.

Ольга Зубова – саунд- и визуальная художница, искусствовед, куратор, соведущая подкаста о культуре, искусстве и этике «кунстштюк». Работает со звуком, перформансами, видео и инсталляциями. В своих проектах исследует звуковую близость, отношения между человеком, технологиями и природой. Коллаборации и вовлечение различных сообществ является основой её художественной практики. Являясь участницей арт-группы iBiom, она использует спекулятивный подход, создавая альтернативные сценарии мира и ставя под сомнение неолиберальную капиталистическую политику. Проекты Ольги представлены на различных выставках и фестивалях по всей России, Финляндии, США и Австрии.

Художница Ольга MACBAIN привезла на выставку портрет «свидетеля из Фрязино», ставшего лет десять назад популярным интернет-мемом из-за нелепого наряда на свадебной церемонии. Работы Ольги – сочетание иронии и традиционных методов искусства. В своём творчестве художница исследует феномен интернет-культуры с помощью языка живописи. «Мемы – эфемерный, своеобразный современный медиа-фольклор, – считает Ольга MACBAIN. – Интеграции мемов в искусство наталкивает на размышления о том, что граница между этими двумя понятиями становится всё более прозрачной и хрупкой».

 

Творчество сразу нескольких авторов выделялось тем, что в свои работы ребята встраивают текстовые фрагменты. Например, уличный художник Сидъ активно использует цитаты великих писателей. Когда сотрудники коммунальных служб закрашивают на заборе строки классиков (непременно перед этим прочтя), – в этом – и ирония, и сатира, и особая прелесть момента.

А художник Илья Хотин, экспонирующий на выставке серию акварельных работ, представляя себя и свои картины, в аннотации написал так: «На третьем курсе медицинского университета, готовя доклад об Эрихе Фромме во время курса психологии, я узнал много нового о творческом потенциале. О том, как много одарённый человек может дать миру. Проникшись прочитанным, я решил, что нельзя закапывать свой талант в землю, и задумал рисовать в день хотя бы один час. Завёл публичную страницу в интернете, что добавило мне стимула рисовать дальше, ведь для ведения страницы всегда нужен новый контент. Это привело к тому, что за пять лет такого творчества я перепробовал множество традиционных техник от акварели и масла до граттажа и скульптуры.  Не искал прокачки ремесленных навыков, а в первую очередь пытался повысить мастерство точного, хлесткого выражения своих мыслей, идей и чувств. Творчество всегда мне было верным другом, которое выслушает, поймёт, поддержит. Занятия, которые в трудные периоды моей жизни имели и имеют терапевтический эффект».

 

Перфомансы фестиваля

Художник Алексей Bolek почти час удерживал внимание аудитории, расписывая баллончиками с краской на моделях костюмы. Костюмизация одежды – новое направление в искусстве и в творчестве самого Алексея, который не только занимается каллиграфией и стрит-артом, шьёт из кожи обувь и аксессуары, но и является профессиональным танцором и артистом пластического театра Метаформа. «Идеей я вдохновился достаточно известного у каллиграфа, сколлаборировал её со своими знаниями, и в итоге получилось нечто качественно новое, – рассказал художник корреспонденту газеты. – Эти костюмы дома доработаются (по неким техническим причинам я не всё смог дописать на моделях) и будут разыграны с аукциона. Работал максимально устойчивой перманентной краской, так что нанесённый рисунок не смоется…» Художественные работы Bolek были представлены и в ряду основной экспозиции.

 

Неизменно взоры всех входящих во второй зал фестиваля притягивал человек, сидящий у стены в костюме и маске, полностью закрывающей лицо. Желающие могли поделиться с ним тем, что у них на душе.

– Некоторые события, которые происходят в жизни людей, в силу разной природы и разных обстоятельств переживаются ими глубоко и драматично, и не у всех есть возможность поделиться переживаниями, – озвучил идею своего перфоманса москвич Арсений. – Я не психолог, но со своей стороны предложил рассказать людям о самом наболевшем и был готов дать безоценочный совет, исходя из своего понимания, если они об этом просили. Такой ни к чему не обязывающий диалог иногда завязывается в поезде дальнего следования, когда человек делится проблемой со случайным попутчиком. Я в этом перфомансе полностью обезличен, деперсонифицирован, на мне маска. Человек как бы отдаёт мне свою боль, которая внутри меня просто растворяется. В общей сложности я поговорил, наверно, с 30-ю людьми. Некоторые, рассказывая, даже плакали. Честно признаюсь, такого отклика не ожидал. История получилась реально работающей!

 

Ещё один перформанс – «Эмоции» – в исполнении Валерии Петровой и Натальи Pro wincia носил тоже психологический характер, но был направлен на проработку подсознательных эмоций посредством боди-арта.

 

Доступное творчество

Создание альтернативных сценариев мира, воздействие на художественную городскую среду, исследование модульного синтеза, сборка неформатных DIY инструментов, как рисовать маслом и не пропустить в себе импульс творчества, культура танцевальных мероприятий и карьерный рост артистов в Российских реалиях – темы лекций и мастер-классов были понятны и интересны тем, кто готов не только экспериментировать и творить в ногу со временем, но и опережать его в самых разных сегментах искусства.

Искусствовед Ольга Зубова, выступившая с лекцией в первый день фестиваля, решила уделить внимание художественным практикам в городском пространстве и направила вектор внимания на осуществление художественного воздействия на город и его среду, возможность выхода за рамки привычных маршрутов, новому видению индустриальных пейзажей, которые жители наблюдают по нескольку раз в день.

Юрий Traffic – музыкант с большим опытом музыкального продакшна, диджеинга и организации мероприятий, повёл предметный разговор о культуре танцевальных мероприятий, работе музыкального лейбла и о продвижении отечественных артистов в нашей стране. После чего с удовольствием ответил на вопросы, которых у зрителей возникло немало.

А организаторы семинара «Игра в ассоциации. В поиске новых форм» предложили аудитории несколько идей о том, как заметить и не пропустить в себе импульс к творчеству и как с ним работать.

 

– Всё, что произошло в эти несколько дней – о том, что творчество должно быть доступно каждому. Это абсолютно не привилегированная сфера, и она таковой быть не должна, – рассказал идеолог фестиваля, звуковой художник, создатель музыкальных девайсов Владислав Генералов. – Такие подходы рождают спекуляцию на искусстве, когда некоторые вещи стоят дорого (не будем говорить о том, должны они столько стоить или нет), а другие не стоят ничего. Мы за горизонтальные связи, за доступность творчества, потому что художник – это не профессия, а одна из составляющих жизни.

 

Странная музыка

В общую концепцию мероприятия вписывалась и его музыкальная часть. Музыки на фестивале было много.

– Достаточно распространённый художественный приём, когда человека вынуждают осваиваться в совершенно новой для себя музыкальной среде. Это не наш подход на этом мероприятии, но мы хотели пнуть людей немного дальше привычных им рамок, – пояснил, продолжая разговор о концепции, Влад. – Например, суббота у нас была насыщена «странной» музыкой, в том числе звучало несколько нойз-сетов (ПРИМ. от англ. noise – шум). Причём было понятно, что кому-то сложнее находиться в это время в экспозиционном зале из-за этих самых шумовых эффектов, но мы решили, что просто обязаны познакомить людей с тем, что такая музыка уже существует, что есть такого рода мероприятия и её ценители. Последнее выступление субботы – это развернутая опера TRINITY, с текстовыми фрагментами, работой с тишиной и пространством. И с режиссерской точки зрения было очень интересно обыграно, когда звук переходил из помещения в помещение. И всё это работало не только благодаря инструментам и вокалу, но и электронным девайсам, в том числе самодельным. И, мне кажется, это тоже про современное искусство, потому что, если раньше просто играли музыку, написанную для фортепиано или оркестра, то сейчас саунд-дизайн – это больше про придумывание инструмента, нежели про последовательность нот. И в других правлениях искусства это тоже важно. Например, в фотографии, когда художник творит не только по устоявшимся канонам, но и пробует вымачивать плёнку в различных химических растворах, спирте, чтобы получить новый результат. Или в работе с электроникой, когда мы внедряемся в её устройство и с точки зрения производителя вносим в его некоторый дефект, а с художественной точки зрения именно он и будет интересен как самому художнику, так и зрителю.

 

КОММЕНТАРИЙ

Оксана Лабецкая, организатор фестиваля «Область», г. Фрязино:

– Задумывая это культурно-выставочное мероприятие, мы хотели показать близость и доступность искусства, рассказать о том, как много талантливых людей живёт вокруг, и организовать пространство для обмена энергией между творческой молодёжью и теми, кто хотел бы к нам присоединиться. Подмосковье – наш родной регион. Концептуально выставка подчёркивает именно подмосковную аутентичность: особую культурную среду, индустриальные пейзажи, взаимодействие природы и человека – всё в сочетании с высокими технологиями. Именно поэтому для участия мы пригласили художников Московской области, хотя реальная география нашего проекта оказалась гораздо шире. Проект подобного рода для нас был первым. В короткое время предстояло справиться с огромным числом самых разноплановых задач. Но результат превзошёл ожидания: на мастер-классах не хватало мест, лекции превращались в живой диалог, а перфомансы вызывали целый спектр эмоций совершенно разных людей всех возрастов. И каждый восторженный отзыв откликался улыбкой на наших лицах! Огромное спасибо всем, кто поддерживал нас, оказывал содействие, помогая словом и делом! 

 

Георгий Соловьёв, организатор фестиваля «Область»:

– Проект мы готовили почти полгода. Лично для меня это был серьёзный, важный и полезный опыт, в результате которого я познал, в том числе, и себя! Временами было настолько непросто, что хотелось всё бросить! Но мы поставили цель сделать фестиваль, и мы его сделали! Сделали то, что в этом городе не делал никто. Планка даже для нас самих задрана очень высоко, и опускаться ниже уже не хочется. Есть несколько мыслей по дальнейшему развитию проекта, но сейчас об этом говорить ещё рано…

 

Илья, гость фестиваля, г. Фрязино

– Мы привыкли к тому, что Москва является местом, где происходит нечто особенное, куда мы устремляемся, чтобы, в частности, создавать или потреблять искусство. А сейчас этот полюс смещается, и на эти несколько дней переместился во Фрязино. Здесь произошло то, что привлекло народ не только из столицы, но и из городов, находящихся за десятки километров. И суть в том, что мы сами можем создавать ту среду, в которой нам хочется находиться. И это очень круто! Я опасался, что будет скученно, бестолково. Но пришёл в первый день, во второй, на третий. Очень атмосферно. Великолепно подобрано помещение. Ребята выбрали тот формат, который действительно интересен.

 

Иван Корохов, член Общественной палаты г.о. Фрязино, гость фестиваля 

– Я видел объявление о выставке и, вот, зашёл. То, что происходит здесь лично мне нужно. И нужно не раз в год. А постоянно. Кому-то нравятся картины Репина, а мне нравится Эдвард Мунк. И то, что я увидел, соотносится с моим восприятием мира. Мне здесь есть что искать и чем напитаться. 

 

При подготовке материала использована информация с официальной страницы фестиваля «Область» https://www.instagram.com/oblast_project/

Больше фото здесь: http://infryazino.ru/arhiv/mediaarhiv/fotogalereya/festival-sovremennogo-iskusstva-oblast

Ольга Лабецкая

Обсудить тему

Введите символы с картинки*