Яндекс.Погода

воскресенье, 29 ноября

пасмурно0 °C

Уроки французского

11 сент. 2020 г., 11:18

Просмотры: 184


В ПОДМОСКОВЬЕ В РАМКАХ НАЦПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» БЫЛ ОПУБЛИКОВАН ТОП-100 ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫХ ЖДЁТ ДЕНЕЖНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В ЭТОМ СПИСКЕ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФРЯЗИНСКОЙ ГИМНАЗИИ ЛЮДМИЛА КАПРАНОВА.

Без малого четверть века Людмила Капранова преподаёт французский язык во фрязинской гимназии. Из Тамбова, где родилась, выросла, выучилась, Людмила Валентиновна приехала во Фрязино вместе с мужем, что родом оказался из этих мест. Говорит, что вести французский мечтала всегда, с детства знала, что будет учителем. И за 30 с лишним лет работы в школе ни разу не пожалела о сделанном выборе…

– Победа в конкурсе – это признание профессиональной компетенции и заслуг, соответствие требованиям системы. А если смотреть глазами ученика, то хороший учитель – это какой?

– Хороший учитель обязан знать свой предмет и уметь объяснить тему так, чтобы всем было понятно и интересно. Должен любить детей. Любить – это и требовать, и уметь выслушать, понять, разобраться. Это значит быть готовым к ненормированному рабочему дню, участвовать в конкурсах, в соревнованиях, ездить по театрам, музеям, быть им старшим товарищем, другом, ответственным, добросовестным, доброжелательным, принципиальным, уважаемым ими…

– Сложные дети. Как строить отношения с ними?

– Сложные дети есть в каждом классе. Не обязательно, что они учатся на два. Сложный ребёнок может быть отличником. Для меня трудный – это тот, кто уверен, что учитель и другие дети к нему не справедливы, что к нему придираются, обижают, не понимают. Задача в том, чтоб найти компромисс, и решение находится... Так обычно бывает.

– У вас есть любимчики? Какие дети попадают в эту категорию?

– Нет у меня любимчиков! Люблю всех! Вот как беру их в пятом классе, так стараюсь быть рядом с каждым! А если рассуждать о том, кто мог бы… Есть дети, которые всегда на уроке поднимают руку, всегда отвечают, всегда готовы, всегда активны. И всем своим отношением показывают, как им нравится французский язык, как они его любят! Вот, наверно, они… Я же сама французский язык просто обожаю! До сих пор волнуюсь, заслышав французскую речь! А когда впервые увидела в гимназии гостей из французского посольства, военно-воздушного атташе, когда французский генерал понялся на сцену и заговорил, у меня просто сердце из груди выскакивало! Вот до такой степени…

– Расскажите о своих фишках – приёмах, благодаря которым ребята на ваших уроках не скучают.

– Французский язык – второй в гимназическом классе, где нагрузка у детей больше, чем в простом. И мне как учителю надо так заинтересовать ребёнка, чтобы, начиная с пятого класса, ему хотелось остаться на 5-й, 6-й, 7-й урок и изучать этот предмет, кстати, довольно сложный. И знаю наверняка, что очень небольшой процент детей из гимназии с пренебрежением могут сказать «да зачем мне этот французский, он в жизни не пригодится!» Мы много играем, особенно с малышами, смотрим видео, фильмы на иностранном языке, их комментируем. Я могу включить мультфильм, сюжет завязывается, я останавливаю, спрашиваю, что, по мнению ребят, произойдёт дальше? В старших классах почти весь урок говорим на французском. В младших – больше на русском, вместе переводим каждую фразу, они радуются, когда получается, когда понимают, о чём говорят герои. Мы читаем произведения на иностранном языке, того же Шарля Перро, небольшими частями, чтобы не уставали. В школе у нас театр великолепный! Ребята с удовольствием участвуют в постановках, инсценируют сказки, спектакли ставят, стихи читают, песни поют на французском! Старшеклассников заинтересовать в этом плане сложнее, потому что им нужно тратить время на подготовку к другим предметам. Но когда в Москву «Цирк дю Солей» приезжает, на представление попасть желающих обычно много!

– Вы наказываете своих учеников? Как и за что? К директору за ухо водите?

– Ну, как наказываю… (смеётся). Не сделал домашнюю работу, например. Могу двойку поставить. Но это редко. Они обычно сами говорят, просят позволения принести на следующий урок. И слово своё держат, как правило. А наказать… Если они провинились и плохо работали на уроке, могу на дом вместо двух упражнений три задать. Если ребёнок невнимателен, я попрошу прочитать текст, перевести фразу, никогда не буду игнорировать такое поведение. Стараюсь не кричать на детей, потому что кричащий учитель – это слабый учитель. К директору, завучу за ухо не вожу (смеётся), потому что не за чем, всё решаем сами.

– Вам не хотелось уйти из школы?

– Уйти не хотелось никогда, потому что, кроме как учить детей, я ничего не умею. Как-то к 8 Марта мы готовили девочкам сюрприз – делали своими руками поделки. И когда я объявила, что теперь дарим подарки любимым девочкам, один мальчик-пятиклашка несёт свой подарок мне! Однажды поехали на экскурсию. Смотрю на одного парнишку с сочувствием: он-то точно телефон из рук не выпустит, ничего не запомнит! И ошиблась: сидит, внимательно слушает экскурсовода, вопросы задаёт! А я радуюсь: надо же, думаю, какой молодец! И таких примеров, когда они вот так неожиданно удивляют, масса! Я знаю, что нужна им, а они – мне! Моё утро начинается рано, в 7.15. Все мои детки знают, что перед уроком – неважно, русский первый или математика – надо зайти в наш кабинет и поздороваться. Мы каждый день обязательно встречаемся до уроков. Я должна увидеть, какие у них глазки, кто не выспался, кто бодр, кто заплаканный, кто печальный, кто радостный, по плечику погладить, расспросить. И они тоже. Они так соскучились за лето по школе, так были рады началу учебного года! Никакая образовательная платформа, никакой дистанционный режим не заменит живого общения и личного контакта учителя и ученика!

КОММЕНТАРИЙ

Маргарита АФАНАСЬЕВА, директор гимназии г. Фрязино:

– Для школы попасть в этот ТОП-100 важно, потому что это высокий п о к а з а т е л ь её работы. Проводится конкурс ежегодно. Учитывается всё: достижения детей, олимпиады, образовательные программы, методики – вся работа учителя, в том числе по классному руководству. Людмила Валентиновна работает более 20 лет в нашей школе и всегда показывала высокий уровень компетенции, пользовалась большим авторитетом и у ребят, и у родителей. Мы все её любим! Отзывчивая, доброжелательная, а как классный руководитель просто уникальна! Вместе с детьми она участвует во всех мероприятиях, конкурсах, в волонтёрском движении, руководит Советом старшеклассников, а на этом посту человек без души, без заинтересованности работать просто не сможет!

Ольга Владимировна Лабецкая

Обсудить тему

Введите символы с картинки*