Яндекс.Погода

суббота, 7 декабря

пасмурно+1 °C

Онлайн трансляция

Тамара Рябова: «Мы стараемся, чтобы наши выпускники стали счастливыми»

08 окт. 2019 г., 16:52

Просмотры: 569


В ЭТОМ ГОДУ В ШКОЛЕ №1 ПРОИЗОШЛА СЕРЬЁЗНАЯ КАДРОВАЯ ПЕРЕСТАНОВКА: ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА ЗАНЯЛА ТАМАРА РЯБОВА, СМЕНИВ НА ПОСТУ НИКОЛАЯ РОМАНОВА, ПРОСТОЯВШЕГО У РУЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ.

Тамара Юрьевна – коренная фрязинка, выпускница школы №1, как и прежний руководитель, профессиональный математик, учитель высшей категории, управленец по образованию, много лет проработала
заместителем директора по внедрению инновационных технологий. Несмотря на небольшой пока руководящий опыт, она уже побывала в эфире телеканала «360° Подмосковье» в программе «Час учителя», где рассказала о традициях школы, реальной цели образовательного процесса, а также о том, почему большие знания не делают человека умнее, а «стобалльники» не панацея для общеобразовательного учреждения. В преддверии Дня учителя фрагмент этого интервью мы публикуем на страницах нашей газеты.


– Современное образование – лично в вашем понимании что это?


– Это сплав российских традиций, которые имеются в нашем образовании, и инновационных технологий. Найти их оптимальное сочетание – наверное, и есть задача современной школы, и если нам удастся это сделать, мы будем гордиться своим результатом.


– Остался ли взгляд на школу прежним? Или, находясь уже в директорском кресле, вы увидели из него то, что ранее не замечали?


– Раньше я смотрела на школу глазами учителя, пусть даже заместителя директора. Но как только я вошла в эту должность, я стала глядеть на школу глазами хозяина, увидела много того, на что не обращала внимания: и хорошего, и плохого. Неизменным остался взгляд на наш коллектив – слаженный, высоко-профессиональный, в нём трудятся более 30 процентов выпускниц нашей школы. Результаты, которые мы даём, объясняются вот этим сплавом. И ещё – сильные традиции, общешкольные и физмата. В 1965 году в нашей школе впервые в Московской области открылся класс с физико-математическим направлением, и с тех пор мы его стараемся поддерживать. Сама школа существует с 1938 года, в прошлом году мы отметили 80 лет. И все эти годы наши ученики приводят к нам своих детей. И именно это позволяет говорить о том, что мы не зря делаем своё дело. В качестве директора я пришла не на пустое место. Николай Иванович Романов возглавлял школу с 1988 года. Я хорошо помню собрание нашего педколлектива, преимущественно женского, избравшего его директором. Мы были искренне рады, что директор – мужчина! Школе с Романовым вообще повезло очень! Николай Иванович стал и для меня учителем во многом. По сей день помню его правило: «Пришла в школу – забудь одоме! Пришла домой – забудь о школе!» Могу ошибаться в формулировке, но суть такая. И, конечно, пройдя рядом с ним более 30 лет школьной практики, я хочу и далее развивать его педагогические идеи, следовать заповедям, главная из которых, как и у врачей, – «Не навреди!» Вообще, как мне кажется, наша главная цель – не получать чисто технические результаты, а попытаться сделать так, чтобы дети, выйдя из нашей школы, стали счастливыми  людьми и могли сами построить свою будущую жизнь. ЕГЭ – далеко не главный показатель успешной работы, не панацея для школы.


– С какого класса происходит выбор направлений для углубленного изучения?


– Углублённое изучение математики и физики начинается только в восьмом классе. Мы делаем пропедевтические классы восьмой и девятый, и дети после этого имеют право поменять свой выбор, и в старшую школы мы выходим, уже имея три профильных класса – физико-математический, математико-информационный и социально-экономический. То есть мы не выкидываем, грубо говоря, детей, которые не имеют глубоких познаний в математике. И, придя в социально-экономический класс, они все равно находят и реализуют себя и с таким счастьем потом приходят в гости в школу и говорят о том, что здесь им было хорошо. В восьмых классах мы проводим олимпиаду для детей, которые хотят изучать дальше физику и математику в углублённом смысле, но это не значит, что другим мы закрываем дорогу. Другие классы становятся более выравненными, и через некоторое время в этих же классах появляются новые лидеры, в том числе и в математике, становятся видны способности ребят, которых раньше не замечали из-за более сильных математиков. Мы исповедуем принцип создания адекватной среды, которая способствует развитию детей. Это наш главный принцип – не навредить и не пережать. И нужно сравнивать не Петрова и Васечкина друг с другом, а Петрова с тем, каким он был вчера, и Васечкина с тем, каким он был вчера, и смотреть, как они развиваются, – отслеживать зону ближайшего развития ребёнка.


– Есть ли особый секрет преподавательского мастерства, подачи материала?


– Мы в этом вопросе очень консервативны. Применение современных технологий не всегда оправдано в том количестве, в котором оно иногда требуется. Конечно, наши дети не сдают телефоны в коробки, но
мы стараемся, чтобы каждый урок у учителя был настолько интересным, что в телефон ребёнку даже не хотелось бы заглянуть. Наша школа имеет очень неплохое оснащение, во многом благодаря выпускникам, занимающим ведущие должности в различных сферах. Уже довольно давно у нас интернет в каждом кабинете, у учителей – своё автоматизированное рабочее место, висит электронная доска.


– Меняется ли педагог внутренне в течение лет, проведённых им в школе?


– Наверное, вместо того, чтобы ставить на первое место своё «я», он начинает ставить «я» ребёнка.


– Педагог, чтобы быть в курсе актуальных тенденций, должен постоянно самосовершенствоваться, участвовать в конкурсах, посещать курсы. А как с этим обстоят дела у руководящего состава школы?


– Все учителя проходят курсы повышения квалификации, и очень многие выбирают именно психологические курсы, курсы, которые помогают разрешать конфликтные ситуации. Люди взрослеют и приходят к тому, что не самое главное – научить ребёнка складывать два плюс три, а важно научить чему-то большему. Я сама в этом году рискнула и приняла участие в конкурсе «Лидеры России», дошла до полуфинала. И испытала внутренний азарт, удовлетворение от того, что видела вокруг себя много молодых интересных людей, которым не всё равно. Мне было только жаль, что среди этого количества молодых людей – руководителей не было педагогов, не было директоров школ. Есть такое расхожее мнение, что лечить и учить умеют все. Для того чтобы создавать правильную атмосферу, учитель должен быть прежде всего профессионалом. И он должен уметь подняться над ситуацией, не делить детей на сильных и слабых, плохих и хороших, должен иметь психологические навыки. Потому что иначе он будет просто профессионально выгорать. Я очень люблю философию, психологию, в свое время специально проходила уроки актёрского мастерства, и всё это мне очень помогало в процессе преподавательской деятельности.


– В советское время за какую-то провинность, плохое поведение ученика отправляли к директору. А как обстоят дела сейчас?


– И к завучу, и к директору отправляют! Учителя не всегда справляются. Классы сейчас сильно наполнены – около тридцати человек. Школа востребована, каждый день приходят люди и просят взять их детей в нашу школу, хоть и учиться у нас непросто.

 

Материал подготовила Ольга ЩЕРБАКОВА