Подпишись!

Фрязино. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 25 сентября

пасмурно+8 °C

Онлайн трансляция

Школам надо доверять

06 сент. 2018 г., 15:43

Просмотры: 72


Главный человек в школе – это, конечно, директор. Накануне дня знаний мы поговорили с главным человеком во фрязинской гимназии – Маргаритой Афанасьевой. Замечательный педагог, успешный директор, которого любят дети, уважают учителя и родители, рассказала нам о проблемах, сопровождающих современную российскую школу.

Маргарита Леонидовна, вы же были учителем, почему выбрали такую профессию? Как началась ваша карьера?

— Как ни банально это звучит, я с начальной школы мечтала быть учителем русского языка. После института, по распределению попала в эту, шестую школу.
Начинала с работы учителя младших классов, потом так получилось, что я уехала работать директором в школу при посольстве, в то время СССР, в Мадриде. Вернулась сюда, в родную школу, а в 1997 году меня попросили вести уроки русского языка и литературы, и моя мечта осуществилась. Позднее стала завучем, а потом уже директором. Так всё как-то одно за одним.

Как вы думаете каким должен быть идеальный учитель, правильный?

— Понятие «правильный» я не приемлю. «Правильный», это значит какой-то шаблонный вариант, какие-то мерки, под которые мы должны подогнать человека. Так не бывает и быть не может. Все учителя
– люди, все они разные и со своими особенностями. Я даже думаю, что в этом и прелесть. У всех есть свои преимущества и какие-то недостатки – так и должно быть. Самое главное, чтобы у них было желание работать и чтобы они относились к детям подобающим образом.

Учителя старой школы и молодые – они отличаются по психотипу, по своим качествам?

— Отличаются, конечно. Молодые более мобильны, они быстрее переключаются. Тем более мы живём в такое время, когда очень быстро меняется мир. Так быстро, что иногда думаешь: ну как же за этим за всем успеть?
Молодёжь в этом быстро адаптируется. Пожилым гораздо труднее.

СЕМЕЙ СТРАДИЦИОННЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ СТАНОВИТСЯ  МЕНЬШЕ

 

Как учителя из разных «эпох» взаимодействуют друг с другом? Нет проблем в общении?

— Прекрасно взаимодействуют, мне повезло, что я работаю в коллективе профессионалов. У нас бóльшая часть коллектива – это люди уже пенсионного или предпенсионного возраста, проработавшие много лет в школе и имеющие большой опыт работы. Есть и молодёжь, которая к нам очень хорошо вливается. Те, кто опытнее, всегда им помогают и дают советы. Я проблем во взаимоотношениях не вижу.

Вы говорите, что молодых учителей мало – такая ситуация и в других школах. Как вы думаете, когда построят восьмую школу, не будет ли проблем с набором преподавателей?

— Школа, конечно, нужна, потому что там огромный микрорайон. Но если исходить из того, что в эту школу придут молодые учителя, вряд ли это получится. Очередь из желающих работать в школе не стоит нигде, и если, предположим, в нашей школе ко мне подойдут учителя и скажут «всё, уходим на пенсию» – заменить их будет некем. Молодёжь не рвётся на эту работу. Сейчас есть попытки правительства
как-то повысить зарплату – с 1 сентября за классное руководство дают 6000 рублей. Раньше платили тысячу, но всё равно этого мало, потому что рядом Москва, а там зарплаты от 65 тысяч и выше. Там бывают зарплаты и 100 и 120 тысяч, конечно, молодёжь пойдёт туда. У нас это большая проблема.

Есть ли проблемы, связанные с разным национальным составом учеников?

— У учителей есть трудности, потому что приходят дети, которые владеют русским языком на уровне разговорного, а обучать мы их должны на другом, определённом уровне, и первое время, пока они вливаются, бывает очень трудно. Кроме того, во многих семьях ребёнок говорит по-русски, папа, в лучшем случае, разговаривает каким-то образом, мама практически не владеет языком. Я имею в виду семьи из южных республик, откуда к нам больше всего приезжают. Конечно, это создаёт трудности в общении, но всё зависит от семьи. Если ребёнок нацелен на учёбу, если он трудолюбив, если в семье нормаль- ные отношения, то никаких проблем нет.

Я СЧИТАЮ, ЧТО ПЕРВОЕ, ЧЕМУ СТОИТ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА – ЭТО ТРУДОЛЮБИЕ

С учителями понятно, а дети из разных культур как друг с другом ладят?

— Бывает по-разному. Я не могу сказать, что всё гладко. Чаще всего это зависит от характера ребёнка. Бывает иногда, что в классе находятся определённые личности, которые начинают задирать, обижать, но не могу сказать, что это массовое явление.

Недавно в школах ввели уроки православия – как к этому относятся родители?

— Действительно, но это не уроки православия, а основы религиозной культуры и этики – они проходят раз в неделю в начальной школе. Обычно мы всегда на собраниях с родителями советуемся и решаем, каким образом будет проходить изучение, какой мы возьмём учебник. Это обязательно, без согласия родителей ничего не делается. Проблем у нас никогда не возникало. Видимо, предварительная работа, которую проводят учителя, даёт свой результат. К тому же в первую очередь это уроки нравственного воспитания. Родители видят, что ничего плохого в этом нет.

Как вы оцениваете культурные ценности современных детей, по сравнению с теми, что были раньше, хотя бы 10 лет назад?

— Ценности, конечно, разные. Во-первых, нынешние дети совершенно другие. Изменились семьи, соответственно, изменились и дети. Семей с традиционными культурными ценностями – назовём их так – становится меньше. Такая тенденция есть. Может быть, это происходит из-за информатизации пространства, социума, общества, дикого ритма жизни. Я бы не сказала, что дети изменились в отрицательную сторону, просто это другой эволюционный поворот.

Не секрет, что российская школа, в широком её понятии, не идеальна. Какова основная проблема, на ваш взгляд?

— По моему мнению, на сегодня самая большая проблема – это бюрократизация школы, тотальный контроль, который заставляет оформлять огромное количество отчётов, мониторингов и так далее.
В бóльшей степени эту работу проводит администрация учебного заведения, но, поскольку те данные, которые заложены в отчётах, требуют ещё и информации от учителей, она перекладывается и на их плечи, чего мы очень не хотим. В последнее время мы стали шутить, что ученики в школе скоро будут не нужны – весь преподавательский состав будет работать на заполнение бумаг.
А вторая проблема – это возраст учителей, которым нет замены на сегодня.

В завершение скажите, как, по-вашему мнению, нужно воспитывать детей?

— Это философский вопрос. Однозначно ответить на него нельзя. Семьи все разные, у всех разные ценности, и навязывать кому-то свой алгоритм воспитания тоже, наверное, не стоит. Нужно исходить из того, что есть в семье, к чему ребёнок приучен и чему его научили. Самое главное – нравственные основы: доброта, понимание окружающих, умение пойти на уступки, трудолюбие, что немаловажно в последнее время. Я всё время родителям говорю о том, что когда ребёнок приходит в школу, он вообще не понимает что учёба – это огромный, ежедневный, причём очень затратный труд. Первое, чему стоит научить ребёнка – это трудолюбие.
 

Егор Михайлович Панфилов