Подпишись!

Фрязино. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 27 апреля

пасмурно+13 °C

Онлайн трансляция

Рождественско-крещенские вопросы

12 янв. 2017 г., 15:33

Просмотры: 483


Начиная с декабря, календарь радует россиян целой чередой праздников, которые длятся чуть ли не всю зиму. С одинаковым энтузиазмом мы отмечаем светские и церковные события и торжества. И если в случае первых нас обычно беспокоит что подарить, надеть и приготовить к праздничному столу, то в отношении церковных праздников вопросов возникает намного больше. На некоторые из них ответил священник храма Рождества Христова в городе Фрязино иерей Леонид ЦАПОК

– Что такое сочельник и что следует делать в этот день?

– У нас в году два сочельника – крещенский и рождественский. Сочельник – это день перед праздником Рождества и перед праздником Крещения. Называется он так потому, что по церковному уставу православным христианам предписывается соблюдать строгий пост, и единственно, что можно употреблять в пищу – сочиво. Это варёная пшеница с мёдом. В нашем варианте это кутья – рис с изюмом. Еда эта специально освящается после утренней службы. Есть у сочельника и другое название – День навечерия (Рождества Христова или Крещения). В церковных календарях именно так и пишут. Но сочельник – название более распространённое.

– Почему пост рождественский приходится как раз на время новогодних праздников, когда большинство россиян практически не вылезает из-за стола, и много всевозможных пищевых искушений?

– Надо понимать, что Новый год на Руси стал праздноваться уже при Петре I, когда в очередной раз была проведена календарная реформа. Праздник этот пришёлся на 13–14 января. Ранее церковное новолетие начиналось в сентябре, и, соответственно Новый год на Руси отмечали в это же время. День 14-го сентября назывался «началом индикта», в церковных календарях он прописан так и сейчас. Долгое время церковное летоисчисление полностью совпадало с гражданским. Рождество отмечалось с 6 на 7 января. Люди постились, потом праздновали Рождество, пост прекращался, и в Новый год ограничений в еде не было. Тот Новый год, что мы празднуем 1 января, сравнительно молодой праздник. Он появился с приходом власти большевиков, причислявших себя к атеистам. С 1918 года всякое упоминание о церковных праздниках власть из общества старалась изъять. Была проведена очередная реформа календаря и разница между старым и новым календарём составила 13 дней. Тогда и появился феномен «старого Нового года». Церковь не перешла на новый календарь, и новогодние праздники оказались перед Рождеством, а не после. Подрастающее поколение воспитывали в соответствии уже с другой идеологией. Спустя несколько десятилетий всё вернулось на круги своя, но Новый год перед Рождеством так и остался. 

Храм Рождества Христова во Фрязине. Фото Константина PJ Аксёнова

Храм Рождества Христова во Фрязине. Фото Константина PJ Аксёнова. 

– Как церковь относится к старинным рождественским гаданиям?

– К гаданиям православная церковь относится однозначно отрицательно, считая это колдовством, ересью, действием богопротивным. Традиция гаданий идёт ещё от язычества. Их сохранилось в народе много. Но если ты называешь себя православным человеком, то гадать не следует. В конце 80-х – начале 90-х годов в общество был мощный вброс литературы про экстрасенсорику, магию, по телевизору показывали Кашпировского и Чумака. Тема эта была крайне востребована и популярна. Как священник я сталкиваюсь с довольно печальными плодами всего этого и поэтому не могу к проблеме относиться легкомысленно. Почему? Потому что одновременно с гаданиями на суженого-ряженого можно обучиться и практическому колдовству – ворожбе, всяким отсушкам-присушкам, сделать так, чтоб человек занемог. И народ на полном серьёзе фотографии иглами протыкает, пишет записки колдовского содержания, подбрасывает их под коврик. Вещи эти небезобидные, если верить в существование загробного мира. Важно понимать, что Бог через гадание правду не откроет. Чтобы он открыл будущее, нужна строгая чистая жизнь, молитва, исполнение заповедей, аскеза. А вот чтобы вступить в сговор с демонами, тёмными силами, этого не требуется. Цена такой сделки – ущерб духовному здоровью. Иногда она оканчивается одержимостью. Спиритизм, сатанизм, чародейство, магия, ворожба – это всё явления одной природы.

Что касается колядок, то они тоже бывают разные. Есть колядки языческого толка, которые прославляют не совсем понятного Коляду – языческого духа. Но есть и другие – славящие Христа, такие приветствуются. Обычно в воскресных школах дети, начиная с Рождества Христова и по старый Новый год, в период, который именуют Святками, так колядуют: ходят по дворам, желают хозяину здоровья, благополучия, просят для него Божьего благословления и за это получают конфеты.

– Почему в пост яйца есть нельзя, а, например, рыбу можно? Ведь рыбу надо убить, а яйца курица отдаёт без ущерба для себя.

– Мы это делаем по уставу, который тоже возник не у нас в России, а в Великом Иерусалиме задолго до Крещения Руси. Уставы церковные столетиями формировали и передавали. Сейчас сложно сказать, почему сложилось именно так, а не иначе. У постов есть градация. Есть среди них совсем строгие, такие как Великий пост, когда рыбу тоже есть нельзя, а послабление делается только в отдельные дни, на Благовещение, например. Есть дни, когда рыбу есть нельзя, но можно есть икру (это Лазарева суббота, за день до Вербного воскресенья). Есть дни, когда нельзя есть даже постного масла. Есть дни, когда предписывается сухоедение, исключается всякая варёная пища. Есть дни, когда в пост можно есть сыр, яйца, молоко, но нельзя есть мясо (в Масленицу). А за два дня до Воскресения Христова, в Великую пятницу, устав предписывает полный отказ от еды. Т.е. в каждый пост свои ограничения – более или менее строгие.

– Традиция окунаться на Крещение в ледяную воду даже в мороз –правильная или всё-таки немного сомнительная?

– Лично я к этой традиции отношусь очень хорошо. Более того, я сам был одним из инициаторов организации крещенского купания на территории храма Рождества Христова у нас во Фрязине. Но купание не является церковным обычаем. В православии есть обычай святить воду и кропить ею. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, Крещение Христа Иоанном Предтечей. Для христианина самое важное в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение. Стоит лезть в ледяную воду или нет – это каждый решает для себя индивидуально. Но церковь традиции окунания в купель не порицает. Прорубь – это вообще очень по-русски. На Крещение обычно в России морозы стоят. Купание – это испытание. Для этого сила воли нужна и мужество.

Когда мы организовали городские купания прямо возле храма, мы как раз и хотели приблизить этот обычай к церкви, потому что люди идут на Крещение на пруды: там купаются, выпивают, иной раз даже толком не знают, в чём церковный смысл праздника и зачем они это делают. Воспринимают это как экстремальный аттракцион. Мы же окунаемся после службы и проповеди, соединяем это с молебном. Кроме этого, организуем и культурную программу: устраиваем песнопения церковные и народные. Даже в сильный мороз к нам казачий хор петь приезжал. Освящение – это не просто развлечение, а приобщение к благодати. При этом человек должен понимать, что окунание в прорубь не очистит его от грехов.

Три года назад, когда мы впервые организовали купель, многие прихожане искупались в первый раз, причём это были и пожилые люди, и дети. Были даже бабушки старенькие, так вот они после купания буквально помолодели на 20 лет. Мы им со своей стороны просто предложили попробовать и создали условия: раздевалки тёплые, тут же горячий чай. И людям понравилось! И теперь прихожане наши каждый ждут этого события и других призывают.

– Если в семье кто-то один стремится к посту и, усердствуя, вызывает раздражение у остальных родственников, что бы Вы ему посоветовали?

– Я посоветовал бы в первую очередь хранить семейный мир. Нельзя пренебрегать семейным взаимопониманием. Нельзя себя семье противопоставлять. При этом если для тебя церковная жизнь действительно важна, следует находить какие-то приемлемые формы поста в соответствии с обстановкой, – аккуратно, с уважением к другому. Можно попытаться, например, предложить: давайте я буду вам готовить, а сам есть не буду. Это большой подвиг – готовить для других мясо, а самому поститься. Не надо настаивать: «я сам(а) не ем, и вы не ешьте». Любое дело надо делать с миром, с любовью, а не с агрессией. Обычно при желании найти компромисс, всё мирно устраивается. Ведь часто кто-то один в семье или на диету садится, или болеет, и для него особый режим питания вводится – это происходит не в ущерб другим. Если не получается, не обязательно соблюдать строгий пост – всё равно это будет элемент подвига во имя Господа. Сейчас, с развитием пищевых технологий, Интернета, телевидения, когда со всех сторон рассказывают, как можно вкусно и разнообразно приготовить постную еду, смысл поста в какой-то мере теряется. Пост – это принуждение себя, обуздание себя и своих привычек. И это не должно быть безболезненно, иначе это не воздержание.

Беседовала Ольга ЩЕРБАКОВА