Подпишись!

Фрязино. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 27 апреля

пасмурно+13 °C

Онлайн трансляция

"Фактор школы"

29 сент. 2016 г., 16:18

Просмотры: 924


Николай Романов, возглавляющий фрязинскую школу №1 почти 30 лет, о школьных рейтингах, лучших учениках и методах работы...

     В конце августа агентство «RA EX» («Эксперт РА») опубликовало рейтинг 200 лучших школ России. Главный критерий – зачисление вчерашних  выпускников общеобразовательных учреждений в ряды студентов лучших российских вузов (топ-20, включая МГУ и МГИМО). 

    Составители списка утверждают, что именно в этих школах формируется интеллектуальная элита России. Лидерами рейтинга, который проводился, кстати, уже во второй раз, стали москвичи: лицей № 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана, СУНЦ школа-интернат имени А. Н. Колмогорова, МГУ имени М. В. Ломоносова и предуниверситарий НИЯУ МИФИ. 154 место списка по итогам 2016 года заняла Фрязинская школа № 1. Двадцать девять лет её возглавляет Николай Иванович РОМАНОВ.

– Рейтинги – мода последних лет, – комментирует событие директор учреждения. – В топовые списки мы попадаем вот уже года три. Это и топ-500 лучших школ России, и топ-100 лучших школ региона. В области, например, по итогам 2014–2015 учебного года мы заняли 55 место из 100. В позапрошлом году были там восемнадцатыми, в этом – двадцать первые. Рейтинг «RA EX» – это, безусловно, удача школы и огромный труд. Но у общеобразовательных учреждений изначально неравные условия. Например, 57 московская школа – одна из самых известных физико-математических школ страны, работает только с талантливыми и гениальными детьми, которых собирает со всей Москвы и области. Только с одарёнными математически детьми работает и школа-интернат имени Колмогорова. Мы же учим всех. Первое, что учитывают эксперты, составляя рейтинги, – баллы, начисленные школе за победу, и призовые места в олимпиадах разного уровня, начиная от региональной и выше. Второй критерий – результаты итоговой аттестации. Кстати, даже в мохнатые годы СССР наши дети выезжали на всероссийские и международные соревнования по химии, биологии, математике, астрономии.

– А как коллеги относятся к демонстрации таких успехов?

– Мне некоторые коллеги-директора пеняют: вот, Романов всех самых сильных учеников по всему городу собирает и на этом потом живёт. А ко мне из других школ приходят всего два-три человека в год и то, как правило, старшеклассники. Подавляющее большинство этих самых призёров мы сами в своём инкубаторе выращиваем: Илья Кибардин (в прошлом году выпустился) победил в финале Всероссийской олимпиады по астрономии. Многократный победитель у нас Дмитрий Кроо (он сейчас в 10-м классе). Софья Иванова – призёр Международной олимпиады по биологии, Лев Коваленко – призёр финала Всероссийской олимпиады по физике. Недавно ушёл из школы Семён Агапов, который в период учёбы был многократным призёром и победителем финала Всероссийских олимпиад по информатике, физике, астрономии, экономике. И таких звёздочек в первой школе десятки. В прошлом году к нам в восьмой класс (физмат) поступила из другой школы Гюзель Лотфуллина. Очень способная девочка. Сразу выиграла Всероссийскую олимпиаду по физике, выступив, естественно, за первую школу. Если у спортсменов принято говорить: легкоатлет Пупкин представляет Самарскую область и город Москву, то в системе образования такого нет. А это не совсем верно. Нельзя забывать свои родные пенаты и своих первых учителей. Пупкин вырос в регионе, а потом его переманила столица. На меня коллеги обижаются, но я-то не переманиваю никого. Родители и дети сами находят информацию о нас, наводят справки и принимают решение. Да, у первой школы хорошая репутация. Сначала она десятилетиями зарабатывалась, а после активно поддерживалась. Строил школу завод «Исток», и у нас учились дети его научных сотрудников. Потом они привели к нам своих детей. Первый физико-математический класс в городе создал ещё Рудольф Исаакович Волошин, и вот в него ребят действительно собирали со всего города. Сейчас физмат есть практически в каждой школе.

Не стоит думать, что мы для всех одинаково притягательны. И от нас уходят дети. Если ребёнок гуманитарий выраженный, зачем ему Калганова, «помешанная» на своей физике?

– С притоком кадров понятно. А такая проблема как утечка детских мозгов в первой фрязинской существует? 

– Не стоит думать, что мы для всех одинаково притягательны. И от нас уходят дети. Если ребёнок гуманитарий выраженный, зачем ему Калганова, «помешанная» на своей физике? Другая причина – вторая смена. Она бьёт по средней школе. Допобразование в городе заточено под первую смену. Во всяком случае, у моей внучки были проблемы с лыжной секцией. Минус второй смены и в том, что ближе к ночи дети и родители устают. Уроками заниматься лень. Мальчишкам особенно. Оставляют на утро и остаются без родительской помощи. А разместить 1300 человек в одну сменумы пока не готовы.

– Можно ли развить способность к той же математике, если её нет? 

– Развить можно всё, включая силу воли и лень. Способность, конечно, обусловлена генетически. Но способный ребёнок, скорее всего, и так в жизни пробьётся. Задача школы – разглядеть его талант и помочь. Главное – хуже не сделать, не уравнять по принципу «будь как все». Хотя это намного удобней для педагога. От школы требуют качество и количество одновременно. Поэтому акцент рядовой учитель делает на золотую середину. А хорошему преподавателю должно быть дело до всех, включая гениев и двоечников. Особенно в начальной школе, когда мальчишка или девчонка уже Акунина, к примеру, читает, а они на уроках ещё только слоги в слова складывают. Только на одной одарённости далеко не уедешь. Мне запомнились слова Раймонда Паулса, популярного в эпоху СССР композитора. Он говорил: «Я благодарен своему отцу, который привязывал меня к стулу перед фортепиано, и по шесть часов заставлял играть». Так что успех приходит вслед не столько за талантом, сколько за бешеным трудом. И наши ученики в физмате реально пашут. 

Трудоустраиваться приходят всякие. И молодые. Но большинству из них я отказываю. Не нравятся. 

– Способность способностью, но многое зависит и от фактора учителя...

– Хороший учитель всегда в дефиците. Но у нас они есть. Иначе не видать бы нам олимпийских призёров как своих ушей. Другое дело, что многие из них немолоды. Я сам уже 65-летие отметил. Есть у нас учитель, так ему вообще 72 будет! Он молодец. И поэтому тоже с нами. А хотелось бы молодёжь. Трудоустраиваться приходят всякие. И молодые. Но большинству из них я отказываю. Не нравятся. Перспектива ухода в декрет тоже не очень радует. Вот, не так давно мне звонили с другого конца России. Женщина, учительница, решила обосноваться во Фрязине, посмотрела наш сайт, нашла номер. Я слышу – голос приятный в трубке. Говорю, приезжайте, поговорим. В беседе человек раскрывается, понятно, с каким он настроем пришёл, каков его образовательный уровень, да много чего. Я на собеседовании могу и анекдот рассказать, посмотреть, как он реагирует. Приехала, и действительно – умница! С высшей категорией. Речь – потрясающая! На внешность не смотрю, она мне безразлична. Категория, кстати, тоже. Вот сейчас у нас работает учительница черчения из Тамбовской области. Дочь у неё поступила в московский институт, и она приехала вместе с ней. На категорию не сдавала, но опыт большой. Поговорили. Вижу – грамотная. Ну и нормально! Все довольны. Как-то взял по просьбе наших математиков учительницу одну, местную, они на тот момент совсем зашивались. Не хотел, уговорили меня: «Она хорошая, мы знаем!» Месяца не проработала. Не сложилось. На её место другая пришла. Математику знает, но работать любит только с одарёнными. Но это, как говорится, ещё полбеды. Когда она прилюдно оскорбила учеников, я вызвал её к себе и сообщил, что работает она у нас до июня, а далее мы с ней прощаемся. И она ушла. К сожалению, я наверняка тоже промахиваюсь. Вот мы сейчас общаемся, а я понимаю, что интервью – это палка о двух концах. С одной стороны я должен рассказать об успехах школы, с другой понимаю, что реклама ей не нужна, потому что и так желающих много, и будет ещё больше. А мне некуда их сажать. Придут ведь мои же лучшие ученики, которые станут просить за своих детей: «Только к вам, Николай Иванович! Мы вашу систему прошли!» Блат, скажете? Да, наверное... А с другой стороны – жизнь. Куда же от неё денешься? 

    В заключение хочу всех педагогов поздравить с Днём учителя и пожелать здоровья и успехов!

Беседовала Ольга ЩЕРБАКОВА